Информация и данные

Автор: · Дата: 21 Декабрь 2012 · Есть 1 комментарий

ДАННЫЕ

ДАННЫЕ [data, information] – Сведения, факты, показатели, выраженные как в числовой, так и любой другой форме.

Данные  Указанный в скобках англоязычный эквивалент термина показывает, что он весьма часто рассматривается как синоним термина “информация”. Так, словосочетание “data system” и производные от него могут соответствовать одному из совсем не однозначных, хотя и связанных между собой понятий – “система данных” и “информационная система”. Аналогичное явление прослеживается при русскоязычном использовании этого термина. Например, в одном из изданий “Словаря терминов по информатике” данные трактуются, как “Информация, представляющая собой сведения..”, а в ГОСТ 15971-84, как “Информация, представленная на материальных носителях”.

С целью смыслового разделения понятий “информация” и “данные” Ассоциация стандартов Франции (АФНОР) дает следующее определение: “Данные – факт, понятие или инструкции, представленные в условной форме, удобной для пересылки, интерпретации и обработки человеком или автоматизированными средствами”.

 

Информация

Информация [Information от лат. Informatio – разъяснение, осведомление ] –данный термин и отражаемое им понятие являются сегодня одними из самых распространённых. Сказанное относится к их использованию как на бытовом, так и профессиональном уровнях.

Существует множество различных определений этого понятия, например, такие:

Информация и данные“Информация – содержание какого-либо сообщения, сведения о чём-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени…”;

“Информация – сведения, подлежащие передаче”;

“Информация – это значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, используемых для их представления”;

“Информация – содержание, значение данных, которое видят в них люди. Обычно данные состоят из фактов, которые ставятся “информацией” в определённом контексте и понятны людям”.

Следует упомянуть здесь также классическое определение К.Шеннона, в соответствии с которым информация – это то, что сокращает степень неопределённости (у Шеннона – энтропии) у её адресата о каком-либо объекте (в т.ч. явлении, передаваемом сигнале и т.п.). Другими словами, по Шеннону информация это то, что увеличивает степень знания её адресатом интересующих его объектов окружающего мира. В указанном контексте количество информации можно даже рассчитать, например, по увеличению вероятности успешного решения поставленной задачи.

С чем же связано различное представление понятия “Информация” разными его пользователями, включая профессионалов?

Во первых, его сложной и неоднозначной сущностью, которая к тому же имеет тенденцию достаточно быстро изменяться в ходе научно-технического прогресса. К примеру, в 1992 г. в журнале НТИ в статье одного уважаемого автора достаточно убедительно доказывался тезис о том, что информация отнюдь не всегда повышает вероятность успешного решения некоторых прикладных задач.

Во вторых, с тем, что цитируемые и другие определения этого понятия вычленяют только те его признаки, которые служат достижению конкретных целей или соответствуют контексту документов, в которых они опубликованы. Так, наука кибернетика расширенно толкую понятие “Информация” вывело его за пределы человеческой речи и других форм коммуникаций между людьми, связав его с целенаправленными системами любой природы – биологической (например, – биотоки в организмах, связи в генетических механизмах и т.п.), технической (например, – сигналы в электрических сетях) и социальной (движение человеческих знаний в общественных системах).

Мы также остановимся только на тех признаках понятия “информация”, которые необходимы большинству наших читателей, которые, как мы полагаем, тем или иным образом преимущественно связаны с библиотечной и информационной сферами деятельности.

Кратко эти признаки информации можно сформулировать следующим образом: “Информация это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека, на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес, и материализованные в форме удобной для использования, передачи, хранения и/или обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами”.

Если на бытовом уровне смешение понятий “данные” и “информация” вполне допустимо, то для профессионалов это может привести и приводит к серьезным последствиям,

 информацияЧтобы стать информацией, данные должны правильно отражать объекты описания, в противном случае мы будем иметь дело с “дезинформацией ” (ее англоязычные эквиваленты: false information, misleading information). Сама по себе “правильность отражения действительности” в соответствии с теорией познания всегда носит условный характер, поскольку связана с уровнем развития знаний на данном этапе развития общества или отдельных его социальных групп и индивидуумов. Так, состав и точность данных, которыми владеют или которые необходимы различным организациям и лицам об одном и том же объекте, будут существенно различаться в зависимости от образовательного, возрастного, социального статусов субъекта информирования а также целей их использования (например, для “повышения общей эрудиции” или для решения научных, технических, производственных, коммерческих и др. задач). В указанном плане данные, которые для одного субъекта будут представляться вполне точными, для другого – могут оказаться грубой “дезой”.

Чтобы стать информацией, данные должны представлять для субъекта информирования “определенный интерес” и “новизну”. Последнее означает, что они должны быть для него связаны с необходимостью решения каких-либо практических или других задач и сокращать “степень неопределенности” об объекте “интереса” (вспомним определение К.Шеннона!). В указанном плане информация помимо того, что она  “прибавляет знания” об интересующем объекте, должна доставляться своевременно. К примеру, сообщение о том, что “Сегодня в городе проливной дождь, гололед (или другие напасти)”, полученное нами после того, как мы успели выйти из дома и промокнуть или забуксовать на дороге – информацией не является, как не является информацией и сообщение о погоде, скажем, в Чили или деревне Гадюкино, если там не живут наши близкие родственники и мы не собираемся туда ехать. Для нас эти данные являются тем, что в информатике принято называть “информационным шумом”. Однако для кого-то в зоне действия средств массовой информации (кто еще не вышел на улицу или живет в упомянутых местах) эти же сведения – информация.

“Информационным шумом” являются также сообщения и данные, не представляющие для субъекта информирования предмета новизны (другими словами – этими данными он уже владеет). Вспомним в этой связи с часто повторяющейся и вызывающей только раздражение рекламе даже нужных нам товаров и услуг!

Приведенные примеры, носящие откровенно бытовой характер, могут быть заменены другими из любой сферы деятельности человека. Смысл их от этого не изменится: данные, переданные “не по назначению”, не своевременно или не представляющие новизну, – являются “информационным шумом”.

Понятие “информационный шум” может быть также распространено на данные, “не удобные” (см. определение) для “использования, передачи, хранения и/или обработки”, поскольку и в этом случае они приводят к бесполезным, а возможно и вредным затратам материальных, временных и других ресурсов.

Подводя итог сказанному, можно существенно сократить определение понятия информации: “Информация это данные, необходимые или полезные тому, кому они передаются”.

И в заключение небольшое отступление, адресованное нетерпеливому читателю, раздраженному кажущейся ему пространностью данной словарной статьи: “Скажите, с чем связаны бытовавшие и увы существующие еще способы оценки эффективности работы библиотек, информационных органов, а также отдельных их служб и работников по количеству выданных пользователям (или читателям) – документов, справок, библиографических описаний и т.п. без учета соответствия содержащихся в них данных признакам, делающим их информацией?”,

Широкоупотребительными являются случаи применения сочетаний термина “информация” с различными прилагательными, когда:

Сведения или данные, полученные в процессе какого-либо вида деятельности, отражают результаты этого вида деятельности или имеют отношение к ней, и предназначенные для справочно-информационного обслуживания и/или информационного обеспечения заинтересованных пользователей, например, научно-техническая информация [scientific-technical information], юридическая информация [juridical information], патентная информация [patent information] и т.п.

Сведения или данные, имеют определенное назначение, например,

справочная информация [reference information] – Сведения или данные для выдача справок о чем то;

сигнальная информация [alert information, current awareness information] – информация, предназначенная для быстрого предварительного оповещения.

априорная информация [aprior information ] и апостериорная информация [aposterior information] – Соответственно, – данные, имевшиеся до проведения какого-либо опыта или другого действия, и сведения, полученные после его выполнения;

коммерческая информация [commercial information] – Данные , сведения и содержащие их документы, являющиеся объектом продажи их собственником;

личная информация [private information] – Сведения (данные) о гражданах и организациях, затрагивающие их интересы и запрещенные для распространения без их согласия;

библиографическая информация [bibliographic information] – Библиографические данные, описания и их перечни;

графическая информация [graphical (pictorial, image, pattern) information] – Сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов;

ретроспективная информация [retrospective information] – Сведения, содержащиеся в накопленных за два и более лет массивах данных или полученные в результате поиска в этих массивах (так называемого – ретроспективного поиска ).

документальная информация [documentary information] – сведения, закрепленные на каком-либо материальном носителе; содержание документа или текста;

устная информация [oral information] – содержание устного сообщения и т.п.

Информация

 Подготовила Харандюк Анастасия, группа РЕ-11  

Популярность: 15%

Рубрика: Інформатика ·  

Комментарии

  1. Дмитрий:

    Хорошо. 9 из 10
    Если добавишь иллюстрацию – будет 10.



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.